Сперва может показаться, что фильм Дом — это притча, аллегория о безысходности нашего времени, о преступлении и наказании, о фатальности. Действительно, в нём имеют место натуралистичное отражение быта «приземлённого» россиянина, его сложные отношения с родственниками, усугубленные отсутствием взаимопонимания в силу пропасти между поколениями. Откровенно говоря, в семействе, о котором повествуется, царит не просто отсутствие взаимопонимания, а вообще бардак. Ближе к финалу он становится всё более раздражающим и запутанным, и лишь развязка силой извне, ставит окончательную и закономерную точку в конфликте.
Суть в чём. Большой дом стоит в донской степи на отшибе. Дом добротный и ладный, так как построен отцом для сына, и сына его сына. Самый старший член семьи, бывший глава семейства, полупарализованный дед, на счету которого немало раскулаченных судеб ещё со времён коллективизации, справляет свой юбилей. Нынешний глава семьи, его сын, в исполнении Богдана Ступки, собирает всех своих сыновей, дочерей и их супругов на празднование. Кое-кто из детей совсем не беспечно проживает в самом доме, другие приезжают из Москвы. Интрига заключается в том, что домой на «побывку» едет самый старший, блудный сын, бывший зэк, а теперь московский криминальный авторитет по кличке Шаман (Сергей Гармаш). Дома он не был двадцать пять лет. Естественно, едет он не по доброте душевной, повидать деда (хотя поездка становится для него настоящим библейским Откровением), и с его появлением повыпадают скелеты со всех шкафов, мучительно скрываемые остальными членами семьи.В первой половине картины ощутимо потягивает арт-хаусом в духе Эйфории Ивана Вырыпаева (где действие тоже происходит на Дону). Но не обманывайся, зритель. Эти бытовые диалоги простых людей всего лишь создаваемый фон, декорация для шоу во второй половине. Конечно, меня можно обвинить в поверхностном восприятии, недальновидности и обычном невежестве. Но зачем же нам искать чёрную кошку там, где её нет? В финале картины есть признаки тривиального здорового игрового фильма, да и нет опустошающего ощущения падения на «дно», присущее безжалостному российскому авторскому кино. Сам Олег Погодин, режиссёр фильма, сказал, что идея была навеяна вестернами. Одинокий дом, как крепость и как ловушка — это, чёрт побери, действительно в духе моего любимого жанра.Почему я вообще обратил внимание на этот фильм. Во-первых, мне очень понравилась режиссура: сцены разговоров за столом, миниистории каждого члена семьи, боевые эпизоды. Откровенно говоря, зацепило, что называется, глаз. Прекрасные сцены — это, конечно, и во многом заслуга работы оператора и отличных актёров. Помимо вышеперечисленных стоит упомянуть Екатерину Редникову (предмет моих юношеских фантазий) и Владимира Епифанцева с небольшой но жёсткой ролью.Несмотря на крепкие сцены насилия, я не ощутил волны агрессии и раздражения. Словно отбегал пару раундов в пейнтбол: динамично, физкультурно, спортивно, но не больно. Даже для отряда наёмников я нашёл в своей душе частичку уважения за профессионализм и прагматичность. Возможно, мой внутренний мир испорчен изобилием насилия на экранах, но тяжести от просмотренной картины я не несу, чего и вам советую.