Гравитация

К чёрту предисловия и преамбулы. Возможно ли представить, насколько сплочённая команда создала этот фильм, насколько предельное взаимопонимание необходимо для того, чтобы создать шедевр подобный этому? История о непрощающем великолепии космического пространства, человеческом упорстве и потерях, любви и искуплении. Любви, которая не ослепляет зрителя очевидностью, а мерцает словно блуждающий огонёк, распознать который удаётся не сразу. Это любовь в том самом банальном широком смысле — к жизни, миру и человеку. Лишь в смертельном безмолвии то, что было притуплённым и казалось незаметным на Земле, становится таким ясным и важным.

Всё это общие слова. Конечно, двоим выжившим в подобной катастрофе не до этой философской радости. Я же испытывал практически физическую боль от осколков и ударов и нехватку кислорода, то ли от того, что забывал дышать, то ли от сопереживания героям. Более того, так как я очень чувствителен к сопровождающей музыке, то она образует не менее половины впечатления, особенно, когда она настолько атмосферна. Рефреном сквозила «закрывающаяся дверь» во время проникновения героев из пустоты в модули станций: нагнетаемый кульминационный музыкально-звуковой удар, после которого на тебя обрушивается почти полная глухота. Вообще эмуляция отсутствия звука в игровом кино о космосе чревата потерей зрелищности, поэтому в Гравитации относительное отсутствие звука в сценах — это скорее художественный приём, нежели дань бесполезной реалистичности.

Компьютерная графика на службе здравого смысла, творящая образы, которые возникали во снах у мальчишек, мечтавших стать космонавтами. Образы фатальной красоты, навевающие мысли о существовании бога и не нуждающиеся в сопроводительном тексте.

Но мы получаем этот текст в виде незамысловатого сценария с двумя персонажами — Мэтта (Джордж Клуни), харизматичного ветерана полётов на своей последней, предпенсионной миссии и Райан, учёного-инженера с личной драмой, типичной по-голливудски настолько, насколько хорошо её сыграла Сандра Буллок. У меня действительно округлялись глаза, от неожиданного открытия (в былые времена недолюбливал я её актёрские способности), а форма, в которой находится 50-летняя барышня, даст прикурить всем критикующим её завистникам, проживающим со своими 25-летними хрюшами. Но снова о сценарии. Космос есть космос, и то, что мы видели в Миссии на Марс или Аполлон-13 (в оригинальной озвучке, кстати, голос из Центра управления принадлежит Эду Харрису, исполнившему роль в Аполлон-13) мы увидим ещё не в одной картине. Повествование наступает на те же грабли цепочки пронзительных неудач, последнего полёта ветерана, восприятия реальности (если не сказать большего) и, конечно же, хватов на грани срыва, если вы понимаете, о чём я.

Тем не менее, это та картина, которую не зазорно смотреть в любом формате и не один раз. Войдёт ли она в историю, как кинематографический шедевр о космосе? Сложно сказать, что будет дальше, но её нынешний статус, безусловно, поколебать пока некому.

Верьте тому хорошему, что говорят об этом фильме. Пожалуй, он — лучшее из того научно-фантастического, что я ожидал в этом году.