Хоббит: Нежданное путешествие

Абсолютно ожидаемое кино. Ожидаемое настолько, что я даже устал от этого ожидания. Априори картина мне должна была понравиться, поэтому я не позволял себе даже одним глазком глянуть на трейлер. Таким образом, всё, что должно было произойти на экране, для меня оказалось в новинку.

Начну, пожалуй, по порядку. В далёком 93-м мне волей судеб достались все четыре книги в легендарном переводе В.А.М. (Маториной) от хабаровского издательства «Амур» в ничтожном переплёте. Несмотря на некоторые спорные моменты с витиеватым переводом названий и имён, в её переводе сохранился потрясающий живой язык Толкиена. Хоббита я тогда проглотил, не испытывая особого воодушевления и восхищения. Скорее всего, это было связано с новизной подобной литературы, а из эпичного фэнтэзи я знал только Фердиада, Кухулина и Рамаяну. К слову, я и сейчас от Хоббита не в восторге, но уже в силу других причин (возраста, развития жанра и др.). Мои же читающие друзья вырывали друг у друга основную трилогию, в итоге по понятным причинам превратившуюся в стопку отдельных листов.

Оценить весь масштаб произведения я смог только через семь лет, за год до выхода первого фильма Питера Джексона. Я очень глубоко погрузился в этот мир, в котором для меня практически не осталось белых пятен, но так называемым «толкиенистом» не стал. Стыдно признаваться, но Джексон сделал мир  гораздо красивее, нежели чем я представлял его себе, читая книгу.

Хоббит действительно выглядит веселее и сказочнее мрачного Властелина Колец. Музыкальная тема, практически не претерпевшая изменений и погружающая в знакомую атмосферу Средиземья, обогатилась мажорными, жизнерадостными мотивами. Мир ещё не сотрясает поступь урук-хай и пещерных троллей. Даже будучи неприкаянными, гномы распевают песни, а эльфы в кои-то веки безмятежно занимаются своим утончённым бытом. И те, и другие, как прежде, недолюбливают друг друга, и есть за что. Только самый бдительный из «наблюдателей» (а именно с такой целью они были допущены в материальный мир Арды) Митрандир (эльфийское имя Гэндальфа) чувствует возвращение древнего зла. На фоне основных событий кампании гномов по освобождению их родной обители от последнего дракона Смауга – главного антагониста, Гэндальф время от времени отлучается по каким-то своим неведомым делам. Но на то и три запланированные части приквела: в фильме раскрываются события, о которых в книге только упоминается! Вот это действительно было подарком для меня. Ведь чтобы узнать об этих событиях, необходимо перелопатить приложения Толкиена к Властелину Колец, а также его записки и комментарии. Конечно, с книгой начались некоторые расхождения, но, поверьте, это пошло только на пользу. Видимо, это тот случай, когда можно сказать, что кино интереснее произведения, да простят меня отчаянные фанаты за кощунственные слова.

По отношению к Властелину колец первая часть о хоббите начинает выигрывать. Из «соплей», наводнивших предыдущую трилогию, остались только сопли одного из троллей, имевшего неосторожность высморкаться в главного героя. Я не собираюсь критиковать Властелина, это совсем другая тема, но Фродо Элайджи Вуда не дотягивает до своего самоотверженного предка, а печаль-любовь эльфийки к нуменорцу, как липкая молочная карамель, от которой ужасно хочется пить… ну да бог с ними.

Актёр заглавной роли был принят общественностью без возражений. Почему Мартин Фримен так органично вписывается в образ Хоббита? Очевидно, что образ типичного англичанина в фантастической комедии Автостопом по Галактике коррелирует с толкиенским хоббитом, ведь, как известно, хоббиты у Толкиена – это собирательный образ англичан. В сцене приёма гостей-гномов у меня возникло стойкое дежа-вю, и это, несомненно, плюс.

Помимо старых, знакомых персонажей, мы увидим целую плеяду героев, включая «промежуточного босса» бешеного орка Азога и ещё одного из майар-наблюдателей – Радагаста. Причем первый в легендариуме Толкиена уже должен быть уничтожен перед событиями фильма, а второй только упоминался и не был действующим лицом. Но мой основополагающий принцип – не вдаваться в желчные размышления по поводу обязательного соответствия материалов, а также реалистичности и вообще. Тем не менее, в картине есть потрясающие сцены, действительно иллюстрирующие произведение Толкиена. Это гости у Бильбо, ужин троллей и знакомство с Голлумом. Последняя была настолько удачной, что я смеялся в голос.

Несомненно, первая часть новой трилогии хорошо подогрела интерес к последующим фильмам. Толковых событий в ней не происходило, однако из имеющегося материала была создана такая затравочка, что хочется взять билет, да и слетать посмотреть на семиметровом экране полноценные 48 кадров.


Наш товарищ в свою очередь всенепременно восхищается творением Джексона, и мы с ним согласны во всём:

Если Властелин Колец был мрачным эпосом про нехорошее, то Хоббит это веселый фильм про удачное. Ну, а про картинку, декорации, костюмы и спецэффекты говорить вообще не приходится — лучше еще никто не шил!