Признаюсь, спортивными играми я совершенно не интересуюсь, а в случае футбола даже испытываю антипатию. Но на этот фильм я уверенно хотел сходить с момента появления его первого трейлера.
Легенда №17 вовсе не байопик: в пользу кинематографичности и манипуляций эмоциями зрителей некоторые события и факты были без злоупотреблений изменены. Фильм о другом.
Картина снята на киностудии «Три Т», являющейся вотчиной знаменитого режиссёра всея Руси Никиты Сергеевича Михалкова. Собственно, он сам этот фильм и продюсировал. Испугались? А напрасно. Во-первых, благодаря практически «государственному» продюсерскому центру, мероприятие могло рассчитывать на колоссальный бюджет. А, во-вторых, имело место участие всемогущего Олега Меньшикова, который за последние 10 лет разочаровывал меня тем больше, чем больше он снимался у того же Михалкова, растрачиваясь на неубедительных и поверхностных бендеров и фандориных.
Несмотря на то, что внешнее сходство с Анатолием Тарасовым напрочь отсутствовало, Меньшиков гениально воплотил в своём персонаже дух и боль советского хоккея. И сейчас мне не по себе от того, что я, невежда, человек далёкий от тонкостей и трудностей профессии, берусь судить о таланте и репертуаре этого блистательного актёра. Не случайно я завёл речь о персонаже второго плана раньше, чем о Валерии Харламове в исполнении Данилы Козловского. Никоим образом не умаляя работы Данилы (а его творчество я давно уже в хорошем смысле взял на карандаш), в их напряженном эмоциональном тандеме с Меньшиковым сразу становится очевидным, у кого тут на самом деле главная роль.
Да, и ещё об очевидных вещах. В фильме присутствует прямолинейная аллегория — гонка быков с эффектом «чеховского» ружья. Сцена мчащихся по узким улочкам испанского городка разъярённых парнокопытных снята в лучших традициях западного кино. Естественно, флешбэки этой сцены дают о себе знать и на финальном «ледовом побоище» игры Суперсерии 72-го года. Демонического вида канадцы (нападающего сыграл жутковатый немецкий актёр около двух метров ростом), конечно же олицетворяли несокрушимую и агрессивную «бычью» силу, главный герой — тореро, и далее со всеми вытекающими. Популярное клише, но как же было красиво! Да что там говорить, последние двадцать минут фильма — это то, ради чего вообще существует кино.
К слову, режиссура Николая Лебедева интересна своими нестандартными решениями. В своё время меня зацепил его Змеиный источник. В фильме, конечно, были и другие положительные факторы, но как же я восхищался членораздельным российским (!) триллером. Потом были превосходные Поклонник, Звезда и масштабный, хоть и провальный Волкодав. И вот, наконец, мы видим потрясающую работу мирового уровня с максимальным размахом Никиты Михалкова и поддержкой таланта Олега Меньшикова, которая сражает своей эпичностью, мастерски поставленными спортивными сценами, великолепной операторской работой, и, самое главное, после просмотра картины не создаётся ощущения ностальгии по совку. Это фильм не тоска по СССР, а рассказ о великой спортивной вехе и о человеке, людях, которые борются, страдают и, конечно, же побеждают.